https://webtransfer-finance.com/ru/?id_partner=45190296 Пять причин приехать в Киргизию
Планировать отпуска и затяжные майские праздники всегда стоит чуточку заранее. Слегка изменившиеся курсы валюты выталкивают отечественного туриста из зоны комфорта в terra incognita. На что сменить европейские каникулы? Куда отправиться, чтобы недорого? Где горы выше и трава зеленее? Участники международной экспедиции “Наследники степи" предлагают в выборе места отдыха посмотреть на восток и провести свой отпуск в стране, которая в 2014 году стала победителем престижного конкурса National Geographic Traveller Award — в Киргизии. С момента обретения независимости эта маленькая республика выпала из поля зрения российских туристов. А зря. Специально для вас “Наследники степи” нашли пять веских причин провести свой отпуск именно там.
Горы
Киргизия страна не просто горная, а очень горная. Больше половины ее площади находится на высоте от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. При этом киргизские горы настолько многолики, что за считанные дни, проведенные в Киргизии можно увидеть горы во всем их многообразии. Скалистые пики, напоминающие горы-иглы Патагонии. Заснеженные горы, подножия которых поросли стройными тянь-шаньскими елями. Ярко-рыжие глинистые каньоны реки Кокмерен, ущелий Джеты Огуз и Джуку.
Но и это еще не все. Именно в Киргизии находятся три из пяти советских “семитысячников” — Хан-Тэнгри (7010 метров с учетом массивной ледовой шапки), Пик Ленина (7134 метра) и пик Победы (7439 метров).
Озера
Величественные горные пейзажи Киргизии дополняют озера, в большинстве своем сравнительно небольшие и высокогорные. Всего по всей стране разбросано около двух тысяч озер, но одно единственное выделяется на общем фоне. Озеро Иссык-Куль — крупнейшее озеро страны и седьмое по глубине в мире. Чистейшая и слегка солоноватая вода озера из-за его глубины очень плохо прогревается — средняя температура воды в июле составляет всего +17 градусов.
Вокруг озера Иссык-Куль сложился особый микроклимат. Количество часов солнечного сияния в год здесь составляет 2700, что даже больше, чем на Черном море. Для сравнения в Москве этот показатель составляет всего 1700 часов. Но очень часто перед рассветом и закатом небо над озером затягивают облака, чтобы расступиться, когда солнце поднимется повыше или вовсе закатится за горизонт.
Северный берег Иссык-Куля при нас как-то называли киргизской Майоркой, а деятели местного туризма рассказывают, что берега озера стали секретной точкой отдыха сотрудников МИД Германии. На северном берегу — гостиницы и пансионаты, благоустроенные пляжи и рестораны. Все по вменяемой цене.
Берег южный подойдет скорее любителям уединения и горных походов. Множество ущелий тянется от южного берега озера вглубь Тянь-Шаня, и каждое из них по-своему интересно. Особого внимания заслуживает каньон Сказка, где природа выстроила из мягких глинистых пород настоящие сказочные замки с мощными стенами и острыми смотровыми башнями.
Но какими бы разными не были берега озера, и на северном, и на южном путешественники найдут приятный бонус — горячие минеральные источники. Список показаний — на несколько страниц, впрочем, одного только удовольствия окунуться в горячую покалывающую воду достаточно, чтобы снять усталость и подарить несколько минут блаженства.
Экстрим
Горы и ледники в Киргизии порадуют не только визуалов, но и любителей пощекотать себе нервы. Недалеко от города Каракол на восточной оконечности Иссык-Куля на высоте 2300 метров действует горнолыжная база. Свыше 20 километров трасс самого разного уровня сложности — неплохо по всем меркам. Есть все возможности для фрирайда и хели-ски.
Профессиональные альпинисты ежегодно съезжаются в Киргизию, чтобы попытаться покорить семитысячники — Пик Ленина, Пик Победы и Хан-Тэнгри. Тех, кому удалось подняться на все пять семитысячников бывшего СССР (три в Киргизии и два в Таджикистане), награждают почетным титулом и знаком “Снежный барс”. Есть и менее раскрученные, но при этом технически более сложные маршруты, некоторые из которых требуют навыков ледолазания.
В дополнение к альпинизму в Киргизии широко распространены конные походы и парапланеризм.
Кочевой быт
Сами киргизы с грустью говорят, что нынче кочевник уже не тот. Не стоит разделять их уныния. Те кочевые традиции, которые сохранились в Киргизии, в России вы увидите разве что в Тыве.
Внизу, в городах и поселках мастера стараются сохранить то, что осталось от традиционного быта. В деревне Кызыл Туу несколько семей занимаются изготовлением каркаса для юрты. В Кочкоре и Боконбаево работают небольшие
артели, создающие традиционные войлочные украшения — ширдаки. Для туриста это не просто возможность купить интересный сувенир, но и понаблюдать за процессом. За исключением незначительной механизации создание войлочных украшений выглядит примерно так же, как и на кочевых стоянках.
С наступлением тепла здешние чабаны перегоняют скот на высокогорные пастбища — жайлоо, расставляют юрты и живут там до сентября. Как только наступают холода, кочевники собирают свои отары и спускаются с ними обратно в долины. И так из года в год они кочуют туда-сюда вместе с женами, детьми и нехитрым кочевым скарбом.
И для того, чтобы это увидеть вовсе не обязательно уходить куда-то в оторванные от цивилизации районы. Достаточно в конце июня подняться на высокогорное озеро Сон-Куль, и вы увидите на его берегах аккуратные куличики юрт и рассыпанные белыми точками по зеленому плато стада овец и лошадей. И у каждой юрты обязательно сидит колоритная старушка, женщина с прозорливым взглядом или седобородый аксакал в расшитом традиционными узорами колпаке.
В последнее время набирает популярность особый вид туризма — жайлоо-туризм — побег от суеты и шума больших городов на высокогорные пастбища. За небольшую плату здешние чабаны поят туристов кумысом — слабоалкогольным напитком из лошадиного молока. Штука специфическая, на любителя, но очень полезная.
Впрочем, еще выше, там, куда туристы не забираются, отшельниками живут погонщики яков — огромных лохматых коров. Это не монгольские ручные звери. Киргизские яки полудикие страшноватые животные, которые человека боятся и стараются обходить стороной.
Люди
И все же в сердце обаятельности и притягательности Киргизии — ее люди. Открытые, гостеприимные, щедрые. Сколько раз мы проходили мимо юрт и слышали призывные крики: "Эй, иди сюда, посидим-поговорим. Сам откуда? Из Москвы? Тем более иди. У меня в Москве брат сестры работает".
Ты подходишь и попадаешь в водоворот историй про горы и кочевья, рассказы про тяготы и вольную жизнь чабанскую. А когда уже надо уходить, кочевники, кажется, начинают искать повод задержать тебя еще хотя бы на немного: "А вот давай мы тебе арчу покажем — мы ее от насморка зажигаем... А вот у нас ковры какие, моя мама вышивала... А может еще чаю?"
Такое гостеприимство оказалось благодатной почвой, в которую попало зерно идеологии CBT — Community Based Tourism или туризм, основанный на сообществах. Основная его идея состоит в том, чтобы услуги туристам предоставляли местные жители. В результате даже в самом маленьком поселке страны появился инфоцентр, где турист может найти местного гида или получить ответы на самые разные вопросы. С русскими туристами в таких инфоцентрах будут говорить на русском, с иностранными — на английском. Также практически в каждом селе страны можно найти "дом CBT" — небольшую гостиницу на базе частного дома. У таких гостиниц нет звезд, но есть кое-что поважнее: туриста здесь принимают как родного, кормят как родного и оставляют на ночь как родного.
Материал подготовлен в рамках экспедиционного проекта «Наследники степи», организованного при поддержке Вестей.Ru и компании The North Face Russia. Организаторы проекта благодарят турфирму Ak-Sai Travel за помощь в организации работы экспедиции в Кыргызстане. Следить за новостями проекта и смотреть уникальные фотографии из Центральной Азии вы можете на Вестях.Ru, а также в официальной группе экспедиции "Наследники степи".
#Киргизия #Кыргызстан #Путешествие